Интервью длинное, 26 минут, но это стоит послушать.
Вот еще информация от спасателей:
19.01.2013
Все началось как обычно. Субботний вечер. Ожидание вкусного ужина. Планы на воскресенье. И в 16.50 звонок от коменданта Контрольно-спасательного поста «Метеостанция Караби» Геннадия – «у нас беда…». Я мог ждать чего угодно – поломался дизель, ушла вода из колодца, потерял ключ от бани… Но когда я услышал: в Монастыр-Чокрак упал автомобиль Опель Фронтера» я узнал, что такое разрыв шаблона… Это – невозможно в принципе. Никогда... Никак... Никогда!!!
Информация следующая. На метеостанцию пришел участник группы, который сообщил о том, что в пещеру, в которой находились 5 человек, упал автомобиль. Сам... Полный бред…
В 17.15 с
метеостанции к месту происшествия направили двух человек с радиосвязью, один из них – внештатник КСС, для конкретизации проблемы и определения первоочередных действий. В это время из Симфа выехал первичный спасотряд в составе начальника КСС, врача и двух спасателей. Время – 18.00
18.20. От разведки с места происшествия приходит информация – все правда. Покатившийся в пещеру автомобиль травмировал девушку, находившуюся у входа, на первом участке, и улетел вниз.
Ремарка для тех кто не в курсе. Монастыр-Чокрак – это колодец, конфигурацией напоминающий бутылку, самое узкое место которого – около 4 метров в диаметре. А дальше – без малого 80 метров свободного полета…
На дне – двое парней, К и Э. В колодце в момент падения авто на разных уровнях было три человека – на глубине до 10 м – участница Н, на глубине около 20 м – участник А, руководитель группы, и на глубине около 60-65 м – участница С. Как стало понятно позже, падающее авто травмировало Н, затем сорвало с креплений веревки, что и привело к падению на дно колодца А и С.
20.00. Первичный спасотряд организует трассу спуска. В это время прибывает вторая машина – еще 4 спасателя достаточно высокой квалификации и начальник КСО Симферополя.
21.02 Спустившийся в пещеру первым спасатель и, следом за ним, врач, сообщают, что А мертв, а С пребывает в достаточно тяжелом состоянии. Ситуацию осложняет текущий бак с бензином – вонь жуткая, плюс опасность взрыва.
Наверху в форсированном режиме готовится трасса транспортировки, согласовывается схема доставки к пещере еще одной бригады «Скорой», прибывают дополнительные силы и снаряжение – еще 3 авто с десятью спасателями, примерно полкилометра веревки.
21.30 Участница Н, к моменту прибытия спасателей выбравшаяся самостоятельно на поверхность, с предварительным диагнозом «травма (возможно перелом) коленного сустава», на автомобиле Тойота в сопровождении троих спасателей направляется к воинской части, где в 22.54 ее встречает бригада «Скорой» из Белогорска. Оперативность – выше всех похвал, спасибо бригаде, и начальнику управления МЧС по Белогорску за своевременное прибытие медиков. Н отправляется в больницу Белогорска.
22.25 К эвакуации на поверхность готовятся невредимые участники К и Э.
23.54 На поверхность поднят К.
20.01.2013
00.49 На поверхность поднят Э.
У пострадавшей С предполагаются травмы таза и плеча и, следовательно, опасная для жизни кровопотеря. Первое требует транспортировки в горизонтальном положении с максимальной осторожностью, второе – наиболее возможное сжатие сроков до капельницы. Совмещение – технически невозможно
Очень осложняют работу сломанные деревья и вывороченные автомобилем при падении глыбы, в неустойчивом равновесии замершие в верхней части колодца. Принимаем решение в пользу первой посылки – гарантировано комфортная транспортировка с сопровождением с использованием классической тросовой техники с помощью лебедки. Потеря во времени компенсируется плавностью и надежностью
02.02 Начата транспортировка носилок с С.
03.18 Не без проблем, но С оказывается на поверхности. Ура, живая! Мы это сделали! Грузим носилки в Тойоту (как максимально комфортный и мягкий из имеющихся автомобиль), там С попадает в руки медиков, которые более часа дожидались ее на морозе и ветру
03.36 Начата транспортировка С в больницу г.Белогорска. Струйные вливания не прекращали даже на ходу, когда машина уже ехала к асфальту.
Далее – проще и страшнее. Нужно поднять на поверхность тело нашего товарища, которого мы давно знали, с которым ходили в походы и выезжали на спасательные работы, за которым знали разные грешки и которого ценили за преданность делу и искренность. Никому не пожелаю.
04.34 Пока ждем носилки, в которых увезли С (без носилок тело А из-за множества травм транспортировать нельзя, а носилки такие у нас, да и в Крыму вообще, только одни), на поверхность поднимаем вещи и снаряжение, находящиеся на дне пещеры – в разбитой машине и вокруг.
06.00 Наконец-то приехали носилки. спускаем их вниз. Упаковываем тело А.
06.51 Начинаем транспортировку носилок наверх. Так же, трос и лебедка.
07.20 Носилки на поверхности
08.05 С верхней страховкой, принимаем остатки снаряжения, доктора и спасателей снизу
09.38 Все наверху. Слава Богу. В мозгу продолжает биться – «Упал в пещеру автомобиль. Бред. Так не бывает». Но увы…
Собрались, потихоньку поехали в цивилизацию.
Мы сделали все что было нужно. Мы сделали все, что было возможно. Не исключаю даже, что немножко больше. Я знаю, что мы ничем не могли помочь ему. Но я никогда не забуду, что мы ему не помогли.
В спасательных работах принимали участие 19 сотрудников КСС и 5 единиц техники.
Тех кто хотел бы узнать подробнее о трагедии произошедней 19января, прочитайте статью respublika_news Выжившая в Чокраке: «Я лежала на дне пещеры и видела, как на меня летит дерево, вырванное джипом»
Трагедия в пещере Монастырь-Чокрак: двухтонный автомобиль рухнул на 80‑метровую глубину, когда туда спускались туристы-спелеологи. Старенький «Опель» превратился в смертоносный снаряд: ломал тела людей, рвал альпинистские веревки и выворачивал каменные глыбы
Кирилл Железнов
32‑летний спелеолог-любитель Алексей Гончаренко погиб мгновенно. Две девушки – в больнице. Сейчас идет следствие: милиция выясняет обстоятельства происшествия. По одной из версий, спелеологи неаккуратно припарковали внедорожник, и он просто скатился в пещеру: если это окажется правдой, виновному будет грозить ответственность за неумышленное убийство.
«Потом лежала и молилась»
«Упал в пещеру автомобиль. Это бред. Так не бывает», – вспоминает свои первые мысли начальник Контрольно-спасательной службы Крыма Владимир Мельников. Именно он и его ребята первыми оказались у обледеневшего и заснеженного входа в пещеру Чокрак на крымском нагорье Караби. В глубине темного колодца были слышны голоса людей. Оказалось, что в пещеру скатился и ухнул джип. По пути он выкорчевал дерево, росшее на краю пещеры, перерубил альпинистские веревки и искалечил спелеологов, которые в это время были на склоне пещеры. Москвичку, едва успевшую спуститься (смотрите инфографику), автомобиль только зацепил: у нее повреждено колено. Руководитель группы Алексей Гончаренко погиб мгновенно – упал с высоты 60 метров и разбился. Вместе с ним сорвалась 26‑летняя Светлана, которая находилась ближе к дну колодца. У нее множественные переломы.
«Спустившийся в пещеру первым спасатель и, следом за ним, врач, сообщили, что один мужчина мертв, а девушка пребывает в достаточно тяжелом состоянии, – рассказывает Владимир Мельников. – Ситуацию осложнял текущий бак с бензином – вонь жуткая, плюс опасность взрыва».
Пещера чудом не стала общим котлом смерти: из искореженной груды металла литры бензина лились на каменистое дно. Вспыхнуть могло в любую минуту.
«Очень осложняли работу сломанные деревья и вывороченные автомобилем при падении глыбы – они замерли в верхней части колодца в неустойчивом равновесии», – вспоминает Владимир Мельников.
Спасательная операция длилась 10 часов. Джип упал в пещеру около пяти вечера, а Светлану подняли наверх на специальных носилках только в три часа ночи.
«Я упала с 20‑метровой высоты, оборвались веревки, – рассказывает чудом выжившая женщина, она сейчас находится в Белогорской ЦРБ. – Но сознание не потеряла – лежала и видела, как сверху на меня летит сухое дерево, вырванное с корнем джипом. Подумала, что это конец, смерть. И сделать ничего нельзя, потому что все происходит в доли секунды. Мне повезло – я выжила. Потом лежала и молилась, а мои товарищи всячески пытались меня ободрить, говорили, что спасатели в пути, что скоро этот ужас закончится».
«Состояние Светы тяжелое, но стабильное, ее жизни ничего не угрожает, – сообщили „Республике“ медики Белогорской больницы. – Пострадавшая получает всю необходимую помощь».
Светлане придется провести в больнице еще несколько недель, но сам факт, что женщина выжила после падения с высоты минимум пяти этажей, а сверху на нее рухнуло дерево – удивляет. Родилась в рубашке!
«Леша был хорошим спелеологом, опытным»
Злосчастный «Опель Фронтера» принадлежал погибшему Алексею Гончаренко. Он купил подержанное авто около года назад. Знакомые рассказывают, что машина часто «хандрила» и могла сломаться прямо посреди дороги: однажды на трассе у нее просто вывалился карданный вал. Но Леша был парень «с руками» и запросто чинил авто.
«Мы все в шоке, это общая беда, – говорит по телефону Александр Бураченок, товарищ погибшего. – Леша был хорошим спелеологом, опытным… Что там произошло – непонятно».
Пресс-секретарь прокуратуры Крыма Наталья Бояркина сообщила, что милиция начала расследование по статье «убийство по неосторожности». Список подозреваемых уточняется, кто последним был за рулем – пока не установлено. Наказание по этой статье – лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Кто будет вытаскивать джип-убийцу из пещеры, да и будут ли в принципе, нам выяснить не удалось. В комитетах, которые вроде бы должны быть заинтересованы природой Крыма, ссылались друг на друга, но так и не дали точного ответа. Вероятно, груда металла пролежит еще какое-то время на дне Чокрака. Автомобильным экспертам, видимо, придется спускаться на дно пещеры, чтобы осмотреть машину и установить, стояла ли она на передаче и был ли включен ручной тормоз.
…У католиков распространено надгробное сокращение «R. I.P.» – «Покойся с миром». На странице Алексея Гончаренко в социальной сети, словно эпитафией, стоят буквы через точку: «К. А.Р. А.Б. И.», а в комментариях – слова скорби друзей. С многочисленных фото смотрит еще молодой парень: жилистый и подтянутый. Те, кто ходил в походы, знают людей такой конституции – они могут без устали шагать десятки километров с рюкзаком за плечами. У погибшего остались двое детей и жена. Был ли Леша виновен в трагедии – установит следствие. Мы приносим семье Алексея Гончаренко свои соболезнования.
Алексей Мочанов, автоэксперт, профессиональный гонщик:
«Я не был на месте происшествия и не могу делать заключения. Но все, кто чуть-чуть знаком с автомиром, понимают, что „Опель Фронтера“ – это далеко не новая машина, она давно не выпускается. Может быть, за счет немалого веса ее просто «сорвало» с передачи или ручника и понесло под уклон. Чтобы предотвратить трагедию, достаточно было вывернуть колеса в сторону любого природного препятствия: авто бы тюкнулось в преграду и остановилось. Хотя, конечно, надежнее подкладывать «башмаки» под колеса».
Справка
Монастырь-Чокрак – пещера вертикального типа на Караби-яйле, один из крупнейших «колодцев» Крыма. Глубина – более 80 метров, внутри пещера скрывает разветвленную систему галерей, местами расширяющихся в залы. Название в переводе с крымскотатарского означает «Монастырский родник».
Пещера известна с начала XIX столетия, исследована в 1960–1970 годах. Излюбленное место походов крымских спелеологов. Кстати, при СССР, чтобы получить право спуститься в Монастырь-Чокрак, нужно было пройти серьезную проверку и иметь значительный опыт спусков.
«Упал в пещеру автомобиль. Это бред. Так не бывает», – вспоминает свои первые мысли начальник Контрольно-спасательной службы Крыма Владимир Мельников. Именно он и его ребята первыми оказались у обледеневшего и заснеженного входа в пещеру Чокрак на крымском нагорье Караби. В глубине темного колодца были слышны голоса людей. Оказалось, что в пещеру скатился и ухнул джип. По пути он выкорчевал дерево, росшее на краю пещеры, перерубил альпинистские веревки и искалечил спелеологов, которые в это время были на склоне пещеры. Москвичку, едва успевшую спуститься (смотрите инфографику), автомобиль только зацепил: у нее повреждено колено. Руководитель группы Алексей Гончаренко погиб мгновенно – упал с высоты 60 метров и разбился. Вместе с ним сорвалась 26‑летняя Светлана, которая находилась ближе к дну колодца. У нее множественные переломы.
«Спустившийся в пещеру первым спасатель и, следом за ним, врач, сообщили, что один мужчина мертв, а девушка пребывает в достаточно тяжелом состоянии, – рассказывает Владимир Мельников. – Ситуацию осложнял текущий бак с бензином – вонь жуткая, плюс опасность взрыва».
Пещера чудом не стала общим котлом смерти: из искореженной груды металла литры бензина лились на каменистое дно. Вспыхнуть могло в любую минуту.
«Очень осложняли работу сломанные деревья и вывороченные автомобилем при падении глыбы – они замерли в верхней части колодца в неустойчивом равновесии», – вспоминает Владимир Мельников.
Спасательная операция длилась 10 часов. Джип упал в пещеру около пяти вечера, а Светлану подняли наверх на специальных носилках только в три часа ночи.
«Я упала с 20‑метровой высоты, оборвались веревки, – рассказывает чудом выжившая женщина, она сейчас находится в Белогорской ЦРБ. – Но сознание не потеряла – лежала и видела, как сверху на меня летит сухое дерево, вырванное с корнем джипом. Подумала, что это конец, смерть. И сделать ничего нельзя, потому что все происходит в доли секунды. Мне повезло – я выжила. Потом лежала и молилась, а мои товарищи всячески пытались меня ободрить, говорили, что спасатели в пути, что скоро этот ужас закончится».
«Состояние Светы тяжелое, но стабильное, ее жизни ничего не угрожает, – сообщили „Республике“ медики Белогорской больницы. – Пострадавшая получает всю необходимую помощь».
Светлане придется провести в больнице еще несколько недель, но сам факт, что женщина выжила после падения с высоты минимум пяти этажей, а сверху на нее рухнуло дерево – удивляет. Родилась в рубашке!
«Леша был хорошим спелеологом, опытным»
Злосчастный «Опель Фронтера» принадлежал погибшему Алексею Гончаренко. Он купил подержанное авто около года назад. Знакомые рассказывают, что машина часто «хандрила» и могла сломаться прямо посреди дороги: однажды на трассе у нее просто вывалился карданный вал. Но Леша был парень «с руками» и запросто чинил авто.
«Мы все в шоке, это общая беда, – говорит по телефону Александр Бураченок, товарищ погибшего. – Леша был хорошим спелеологом, опытным… Что там произошло – непонятно».
Пресс-секретарь прокуратуры Крыма Наталья Бояркина сообщила, что милиция начала расследование по статье «убийство по неосторожности». Список подозреваемых уточняется, кто последним был за рулем – пока не установлено. Наказание по этой статье – лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Кто будет вытаскивать джип-убийцу из пещеры, да и будут ли в принципе, нам выяснить не удалось. В комитетах, которые вроде бы должны быть заинтересованы природой Крыма, ссылались друг на друга, но так и не дали точного ответа. Вероятно, груда металла пролежит еще какое-то время на дне Чокрака. Автомобильным экспертам, видимо, придется спускаться на дно пещеры, чтобы осмотреть машину и установить, стояла ли она на передаче и был ли включен ручной тормоз.
…У католиков распространено надгробное сокращение «R. I.P.» – «Покойся с миром». На странице Алексея Гончаренко в социальной сети, словно эпитафией, стоят буквы через точку: «К. А.Р. А.Б. И.», а в комментариях – слова скорби друзей. С многочисленных фото смотрит еще молодой парень: жилистый и подтянутый. Те, кто ходил в походы, знают людей такой конституции – они могут без устали шагать десятки километров с рюкзаком за плечами. У погибшего остались двое детей и жена. Был ли Леша виновен в трагедии – установит следствие. Мы приносим семье Алексея Гончаренко свои соболезнования.
Алексей Мочанов, автоэксперт, профессиональный гонщик:
«Я не был на месте происшествия и не могу делать заключения. Но все, кто чуть-чуть знаком с автомиром, понимают, что „Опель Фронтера“ – это далеко не новая машина, она давно не выпускается. Может быть, за счет немалого веса ее просто «сорвало» с передачи или ручника и понесло под уклон. Чтобы предотвратить трагедию, достаточно было вывернуть колеса в сторону любого природного препятствия: авто бы тюкнулось в преграду и остановилось. Хотя, конечно, надежнее подкладывать «башмаки» под колеса».
Справка
Монастырь-Чокрак – пещера вертикального типа на Караби-яйле, один из крупнейших «колодцев» Крыма. Глубина – более 80 метров, внутри пещера скрывает разветвленную систему галерей, местами расширяющихся в залы. Название в переводе с крымскотатарского означает «Монастырский родник».
Пещера известна с начала XIX столетия, исследована в 1960–1970 годах. Излюбленное место походов крымских спелеологов. Кстати, при СССР, чтобы получить право спуститься в Монастырь-Чокрак, нужно было пройти серьезную проверку и иметь значительный опыт спусков.
Journal information