Kabzon (kabzon) wrote,
Kabzon
kabzon

Categories:

Радик Вахитов: САРМАТЫ - ШИРМА БАШКИРСКОЙ ИСТОРИИ

Кто они, сарматы, чьим именем был назван недавний фестиваль "Наследники сарматов" и золотая коллекция изделий из Филиповских курганов?
Это нищие кочевники, "цыгане раннего Средневековья", скитавшиеся по европейской части Великой степи на повозках, запряженных волами и находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя. Едва только начали жить семьями в то время. Несколько их археологических памятников было раскопано А.Х. Пшеничнюком в Приуральской степи. В них было найдены простейшие удила с кольцевыми псалиями, стремена, ножи -акинаки, такого же типа мечи. Ни крупинки золота, ни одного предмета, связанного с деревообработкой и выплавкой металлов и их обработкой. Разведение скота было их единственным занятием. Надо было иметь немало фантазии и решимости, чтобы приписать этим нищим степным бродягам коллекцию золотых тотемов и деревянной посуды, окантованной золотом, не уступающую по богатству золотому убранству погребений египетских фараонов.

Кто и зачем это сделал?
Как сарматы оказались в башкирской историографии? Во второй половине 20-го века известный этнограф Раиль Гумерович Кузеев выдвинул гипотезу кочевнического происхождения башкирского народа. Будто бы, древнебашкирские племена зародились в тюркской кочевнической среде в 9-м веке на берегах Аральского моря и башкиры оставались кочевниками вплоть до 18-го века. Этим он решал двуединую задачу советской национальной политики. Во-первых, башкиры, как "младший брат" не могли зародиться раньше "старшего брата", а во-вторых, именно русские люди будто бы помогли башкирам выбраться башкирам из темноты и отсталости кочевнического образа жизни. Для этого Кузеев должен был закрыть дотюрксий период истории башкир и их предков, который был угорским - с выплавкой металлов ещё в бронзовом веке, палеолитической живописью в пещере Шульган-таш и эпосом "Урал-батыр", начало сложения которого произошло в каменном веке. Будучи зам. председателя Президиума Башкирского филиала АН СССР и руководя исторической наукой, Кузеев Р.Г. блокировал издание эпоса "Урал-батыр", проникновение в Башкирию трудов Идриси о башкирских средневековых городах и западно-европейских карт с изображением этих городов. А дотюркский период истории башкир был "сарматизирован" под руководством Кузеева, закрыт сарматской ширмой. "Сарматское время" было разделено на три периода: ранний, средний, и поздний. Многие археологические памятники за 500 лет до начала нашей эры и 500-лет после волею Кузеева признавались сарматскими. Особенно угорские, гуннские. Гунны сформировались на Южном Урале, в Приуральских степях, угорские предки башкир, оставили ярчайший след в истории Европы, ставили на колени римских императоров, а мы о них мало что знаем.
Что знали о сарматах в Европе? Европейский автор раннего Средневековья Иордан считал сармат кочевым ирано-язычным народом, не имеющим ни своей территории, ни своего государства, совершающим набеги на окраины слабеющей Римской империи. Ничем особенным сарматы себя не проявили.

Работая над своей книгой "От Урал-батыра до Салавата Юлаева", я встретился в 2005 г. с главным сарматоведом А. Пшеничнюком. Он работал в то время зав . отделом археологии ИИЯЛ, был всемирно известным археологом, открывшим золотую коллекцию Филипповских курганов. Я задал ему ряд прямых вопросов:
Вот вы раскопали сарматские памятники, ничего металлургического в них не нашли, писали, что сарматы - народ на стадии разложения первобытно-общинного строя, и приписали им авторство изделий, выполненных на уровне средневекового металлургического комбината. Здесь и плавка золота, раскатка в лист, штамповка, даже пайка, изготовление проволоки! Они что, плавили золото на костре с тлеющим кизяком, потом в юрте на коленке раскатывали в лист, на руках штамповали?

   Пшеничнюк вначале пытался сказать, что я, дескать, недооцениваю средневековых мастеров, дескать, среди них встречались большие мастера. На это я ему сказал: "Какие бы они мастера не были, чтобы расплавить золото нужны хороший древесный уголь, тигли, чтобы изготовить изделия из металла необходимы инструменты, а вы лучше меня знаете, что таких инструментов, хорошего угля и главное золота у степных сармат не было! Значит не их эти золотые изделия. И потом, ключевыми в этой коллекции являются олени-лоси. Откуда у степных бродяг олене-лосевая иконография? Это звери иной среды обитания - леса, тайги!" Археолог задумался, потом вынужден был признать, что золото и инструментальное хозяйство у создателей этих изделий должно было присутствовать. Вскоре состоялась юбилейная научная конференция, посвященная его 70-летию. Он выступил с докладом, в котором сармат при Филипповских курганах уже не было, а эпоха упоминалась как время ранних кочевников. Он заявил, что при этом у этих кочевников должны были быть какие-то мастерские. Но какие они тогда кочевники?
Кто же создатель этой деревянной посуды с золотой окантовкой и таких же оленей-лосей, спрятанных в Филипповских курганах.





   Недавно рядом раскопали и большой котел для варки мяса. Стало ясно, что здесь было ритуальное место какого-то народа. Такое количество золота ни у кого случайно не бывает. Это был могущественный народ. Олени-лоси указывают на его угорское происхождение. Ответ мы находим в "Истории" Геродота. Он такой народ описал. Это Империя массагет, живших по водному пути от Каспийского моря по Яику, Тоболу, Оби до Северного Ледовитого океана. Геродот называл этот путь "рекой Аракс с двумя устьями". Где-то в низовьях Яика в 6-м веке до н.э. массагеты под руководством своей царицы Тамары сокрушили сильнейшую армию Персидской Державы под предводительством библейского персонажа, царя Кира Ахеменида, завоевавшего незадолго до этого весь Ближний Восток и Египет. По словам Геродота, золота у массагет было так много, что оно покрывало не только их самих в виде доспехов, но украшало и их конную сбрую, седла и уздечки. От сарматов не сохранилось, нет и не могло быть никаких следов в виде рода или племени, ни топонимов, ни одного названия селения, горы или речки. От массагет же на территории Башкортостана в 18 веке было 4 населенных пункта с названием Месягут, и сегодня сохранилось большое село Месягутово. У башкир имеется род Месогут в племени Тамьян. Они проживают около современного Месогутово, помнят и чтут легендарного Шагали Шакмана. Геродотовские массагеты - угорские предки башкир. Башкиры действительно наследники могущественных массагет, богатых золотом из Миасского месторождения, оставивших после себя золотых оленей-лосей и многочисленную деревянную посуду с золотой окантовкой в Флилиповских курганах. Их мастерские были на Урале. С их древних плавилен и кузниц начиналась металлургия и металлобоработка на Древнем Урале. Империя массагет ещё ждет своего исследователя. Сарматы здесь ни причем. Они тихо исчезли с исторической арены, как и появились.


   Во всей этой "сарматизации" мне искренне жаль А.Х. Пшеничнюка. После Кузеева "сарматизация" развалилась. Упал колосс, стоявший на глиняных ногах, рухнула ось научного направления. Пшеничнюк так и не стал доктором наук, хоть и был автором открытий мирового уровня, ушел из жизни кандидатом исторических наук.


Автор Радик Вахитов

Tags: Башкортостан, золото сарматов
Subscribe
promo kabzon июнь 19, 2018 15:34 23
Buy for 70 tokens
С этим попроще было. Во первых мужчина, а во вторых сам позвонил. Я ему еще пол года назад сказал: "БЕГИ". Набрал аудиторию, настроил таргет-реламу и уматывай. С этого момента инстаграм тебе обуза. Просто время зря будешь терять. Осваивай новые площадки, увеличивай охват. Пара сотен…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments