Вы помните сколько стоил бензин 10 лет тому назад?
Вспоминайте. Нам так часто по телевизору рассказывают, что бензин дорожает, что мы уже сами в это поверили.
Так вот, можете не гуглить –
Я всё уже всё уже нашел для вас: за десять лет цена на бензин поднялась в два с лишним раза.
Я всё уже всё уже нашел для вас: за десять лет цена на бензин поднялась в два с лишним раза.
Кто-то возразит: Зачем сравнивать с 2009 годом? Мы его уже не помним! Давай поближе.
- А посчитай-ка нам, мил человек, как изменялись цены в малом временном промежутке. Как изменился рынок, например, за пять лет?
- Да пожалуйста.
Берем цены на основные продукты. Заносим их в таблицу.
Нажимаем на кнопочку "построить график" и вуаля!
Что мы видим? Что мясо и бензин отстают от общей динамики повышения цены!
Т.е. за прошедшие 5 лет только мясо дорожало меньшими темпами, все остальные продукты выросли больше бензина.
Итак, ставим галочку: рост цен на бензин, как минимум, шел в общем потоке, а по факту был ниже ряда других важных товаров для населения. Но ругаться многие продолжают именно на бензин, и здесь есть другой фактор:
Нефть-то наша! Местная! Да и переработка вон – в Черниковке большинство заводов.
Нефть-то наша! Местная! Да и переработка вон – в Черниковке большинство заводов.
А почему мы сами добываем нефть, перерабатываем, а бензин у нас такой дорогой?
На этот вопрос есть два варианта ответа в зависимости от того, что мы имеем ввиду.
Почему бензин "дорогой в общем" или почему "дорогой в частности".
Если "в общем" по России, то давайте вместе поглядим соответствующую аналитику.
Понимаете о чем идет речь?
71% в цене автомоторного топлива - это налоги и акцизы.
Нефтяники зарабатывают свои сравнительно небольшие проценты (если сравнивать с продуктовым ритейлом, где наценка раза в два выше, или фармацевтикой, где она вообще завышена фантастически!)
Нефтяники зарабатывают свои сравнительно небольшие проценты (если сравнивать с продуктовым ритейлом, где наценка раза в два выше, или фармацевтикой, где она вообще завышена фантастически!)
Я пошел дальше и разложил стоимость одного литра бензина (на примере АИ-92 с АЗС «Башнефти» (41,4руб.).
Смотрите, что получилось:
Т.е. из 41,4 руб. целых 29,4 руб. уходит в бюджет государства, оптовики зарабатывают 2 руб., а сами заправки – чуть менее 3 руб., остальное – себестоимость.
Ну и кто кого грабит? Операторы АЗС?
Разуйте глаза, товарищи дорогие, поглядите на цифры еще раз. Где тут грабеж?
А, так может государство нас грабит?
Ну это тоже как посмотреть. Какой-нибудь недалёкий Вася Пупкин скажет, что государство не должно так много забирать. А хоть немного шарящий в экономике человек понимает, что за счет налогов и акцизов от нашего ТЭКа держится бюджет страны. Не мне вас переубеждать. Этот спор вечен.
Конечно, хотелось бы чтобы мы научились производить айфоны и успешно их продавать, обеспечивая безбедную старость наших пенсионеров. Но пока это всё из области фантастики.
Спешу вам напомнить, что за пределами Российской Федерации, почти везде бензин дороже, даже в нефтедобывающих странах, таких как Норвегия, там, конечно, и уровень жизни населения значительно выше, но опять же – вопрос, повторю, не к нефтяникам.Теперь давайте, ребята, вернемся к вопросу почему бензин "дорогой в частности" и перейдем к ценам на автомобильное топливо в Башкортостане.
Так уж исторически сложилось, что рынок этот в солнечной Башкирии поделен на пять неравных частей:
· "Башнефть"· "Лукойл"
· "Газпром"
· КПД
· Остальные игроки рынка, в том числе контейнерные НоНеймы.
Из всех этих игроков главным конкурентом Башнефти в Республике Башкортостан является Лукойл.
В Башкирии у них хороший имидж. Благодаря стараниям пиарщиков "красно-белых" в нашей республике принято считать, что Лукойл здесь торгует "премиальным топливом", хотя многие из нас помнят рассылки в ватсапе и соцсетях, с грозными призывами «наказать» нерадивые заправки, торгующие «дорогим бензином», и не заправляться на них неделю-две, по очереди.
Этому убеждению много лет, а история уходит корнями в далекие 90-е, когда данный оператор с трудом пробиваясь на башкирский рынок под своим брендом торговал действительно хорошим топливом и, главное, предложил первым новый формат обслуживания (всякие там маркеты на АЗС, акции, разные интересные маркетинговые фишки нашему неискушённому тогда еще автовладельцу), растопив сердца многих наших земляков.
Словом, молодцы, зашли на рынок республики весьма успешно.
Несмотря на то, что цена за "премиальное" топливо выше, до сих пор у компании полно фанатов. Молорики, нечего сказать.
Теперь касаемо Башнефти.
С давних пор она занимает в республике главенствующее положение на рынке топлива, за что компанию постоянно критикуют. Кому-то не нравятся цены, кто-то рассуждает о качестве, а кто-то всерьез решил, что раз эта компания "наша", то и цена бензина должна быть как для своих.
"Как так получается, - пишут в сетях, - что бензин мы делаем у себя, а платим за него столько же.
Где скидки для нас? Где бесплатные раздачи? Это наша нефть! Наши заводы и наши заправки!"
Давайте проясним и этот момент.
Поднимем статистику и что мы видим?
Башнефть по статистике и так торгует по цене ниже средних цен по республике .
Тут кто-то со мной попытается поспорить, так как у некоторых есть свой любимый контейнер на трассе и каждый из нас знает волшебную заправку, на которой всё дешевле.
Подождите спорить. Давайте по порядку. Я беру цифры не с потолка. Есть официальные цифры. Есть красочные табло возле каждой заправки.
Все цифры есть в открытом доступе. Посмотрите внимательно. Изучите.
Я вам ответственно заявляю:
Успешных сетей, торгующих в республике топливом заметно дешевле Башнефти, у нас нет. Нет и всё.
Вернее так: была одна, называлась «Уфанефтепродукт», сеть контейнерных АЗС, но я напомню, для тех кто забыл: сеть эта разорилась. Причина банальна. Игра на понижение цены себя не оправдала. Итог печален.
Хоть и не часто, но в Башкирии еще можно встретить частные контейнерные заправки с привлекательными ценами.
Но, судя по тому, что очередей на таких заправках чаще всего нет, то напрашивается вывод, что автомобилисты уже не хотят рисковать моторами своих «лошадок», которые с каждым годом все больше переходят не просто на качественный АИ-92, а на АИ-95, продажи которого в стране растут.
Это и понятно – двигатели становятся более придирчивыми к октановому числу и качеству бензина. Поэтому полагаю, что дни этих контейнеров сочтены и их доля на рынке моторного топлива будет сокращаться. Это не пророчество. Это реальность.
Это и понятно – двигатели становятся более придирчивыми к октановому числу и качеству бензина. Поэтому полагаю, что дни этих контейнеров сочтены и их доля на рынке моторного топлива будет сокращаться. Это не пророчество. Это реальность.
"Почему бы, раз уж это географически наша компания, им не торговать на территории "нашей" республики дешевле?
Повторю: Бензин от компании Башнефть по данным Росстата и так стоит в целом дешевле средней цены на бензин по Республике Башкортостан (исключением является фирменное топливо АТУМ-92, которое на 16 коп. выше средней цены АИ-92).
Вот таблица:
Давайте глянем на цены основных операторов в республике по 95-му бензину:
Что мы видим?
Башнефть продает 95-й бензин дешевле как фирменное топливо, так и обычное. Учитывая, что 95-й бензин стремительно вытесняет 92-й – есть о чем задуматься.
Если еще раз глянуть на эти таблицы и вспомнить, что Башнефть является самым крупным игроком на рынке розничных нефтепродуктов, то можно уверенно заявить: Башнефть сдерживает цены! Очевидно, что Лукойл никогда не будет торговать вровень или тем более дешевле Башнефти.
Есть еще один вопрос, на который мы все хотели бы получить ответ:
А почему топливо "Башнефти" за пределами Республики Башкортостан стоит дешевле чем в самой республике.
Во-первых, это не так.
Вернее, не совсем так.
Давайте возьмем статистику по другим регионам. Я готов этому исследованию посвятить следующий пост.
Готов изучить статистику и попытаться сделать корректное сравнение, а не восхищаться ценами на заправке в Симу справа от трассы.
А тем, кому хотелось бы "бросовых" или "щадящих" цен, я хочу напомнить, что Республика Башкортостан имеет 25% акций компании, а потому снижение прибыльности компании приведет к снижению дивидендов в бюджет.
А также хочу напомнить, что в цене на бензин лежат социальные выплаты бюджетникам, ремонт дворов и дорог, строительство школ и больниц и т.д.
Наших с вами больниц и наших школ, дорогие читатели.
Journal information