Kabzon (kabzon) wrote,
Kabzon
kabzon

Category:

Дистанционное обучение. За и против. Итоги голосования.

Фраза дня:
  Мы выступаем за очное обучение, потому что мы выросли на очном качественном советском образовании, которое славилось во всем мире.
Но мы не можем помочь нашим детям, потому что нам самим не хватает знаний, несмотря ни на что, получили качественное очное образование, которое ценилось во всем мире.


 
   Дискуссия развернувшияся в фейсбуке, сгенерировало такое количество интересных комментариев, что я счел нужным аккуратно перенести ветку сюда. Давайте почитаем что уфимцы думают про дистанционное обучение:



Elvira Safina
Детям нельзя (особенно младшим классам) по столько часов проводить за монитором компьютера. Риск получить прогрессирование близорукости, спазм аккомодации, астенопию, головные боли, компьютерный зрительный синдром и т.д...
·
Юля Март
Elvira Safina В школе урок 45 минут состоит из опроса других, разбора домашки и разбора новой темы, плюс орг-минутки и прочие орг-вопросы. Дома на один предмет уходит 15-20 минут с подробным объяснением и самостоятельными упражнениями. Все родители в свое время ходили очно в школу, но почему-то не в состоянии дать своему ребенку знания начальной школы. Все это чушь, что эти знания должны подаваться в какой-то особенно нашинкованной форме. Каждый объясняет так, как понял сам. И поэтому, если родитель видит тему, может освежить ее в памяти, но не понимает ее и не знает, как объяснить, значит очное обучение не панацея - им-то самим не помогло. Второе: минусы того, что сейчас называют дистантом, в том, что очный формат перенесли онлайн. Просто фронтальное обучение, но по видео. А технологии дистанционного обучения совсем другие. Не хотите мучиться и мучить ребенка многочасовым сидением за монитором, напишите на этот год заявление о переходе на заочное образование. Тогда вы сможете избавить своего ребенка от уроков по 45 минут. На интернетурок.ру или в других онлайн-школах видеоролики с объяснениями по 10 минут, текст - на одну страничку, тесты - интерактивные. В свое время еще была Начальная школа Кирилла и Мефодия - там тоже все неплохо. Выйти с заочного обучения можно в любой момент. Организовываете учебу, как вам удобно, в удобном для ребенка темпе и форматах. Так что вой стоит вовсе не из-за онлайн обучения, а просто фронтальная тупая подача материала давно устарела и в очных школах, а ее в онлайн притащили.
·
Ирнис Халиуллин
...и никто ещё толком не знает какие могут быть отдаленные последствия от того, что часами человек смотрит на _светящийся_ экран с совсем не естественным спектром.
из известных эффектов - обилие синей части спектра вызывает подавление выработки мелатонина, поэтому нельзя пялиться в гаджеты, да и в телек перед сном...
как минимум не помешало обычные мониторы заменить на дисплеи на электронных чернилах, но они плохо подходят для онлайна, т.к. тормозные ещё... и да "планшет Чубайса" был именно с таким дисплеем.

Лилия Новикова
В таком виде как сейчас от дистанта больше вреда, чем пользы. Потому что система не то что не отработана, ее попросту нет. Даже к старым крупным игрокам на рынке онлайн-образования всё ещё есть претензии. Другой вопрос, если сейчас отказаться от дистанта, насколько легко мы сможем вернуться к нему потом, когда методики будут разработаны, а процессы отлажены?
Эльза Бурханова
Конечно, очно лучше. Но в условиях пандемии, должен быть выбор - если в доме есть старшее поколение и хроники, или сами дети с хроническими заболеваниями, то должна быть дистанционка. Родители должны иметь выбор отправлять в школу или оставить детей дома. Можно же обьединять классы, чтобы в параллели одного педагога высвобождать для дистанционки и возможность подтянуть свои знание после дистанционки. А если родители не боятся заболеть и заразить домашних до смерти, то пусть ходят и расписку дадут, что уверены в здоровье своей семьи и гарантируют их выживание

Ольга Финкбайнер
я была против дистанционки, и вот в отличии от весны сейчас у нас в калуге все школьники учатся очно, но учить не кому - учителя болеют поголовно. Теперь хоть и очно, но половины уроков нет, а вторую половину заменяют кто попало, например психолог ведет руссяз и литру. лучше уж дистант, но вовремя все проходить, а так у нас биологии и географии уже три недели нет.
Юля Март
Ольга Финкбайнер При этом, если бы вам действительно захотелось дать ребенку уроки географии и биологии, вы бы заплатили 100 рублей за абонемент и получили доступ к прекрасным урокам интернет-школ, которые учат детей онлайн давно, и поэтому у них там давно используются подходящие технологии обучения.
Айгуль Мукминова
весьма неотработанная система ведёт к таким вот неприятностям, лучше бы уж поголовно был пока дистант, все было бы относительно с пользой дела, так хоть и болеющие дети могли бы подтянуть предметы, и учителя в целости. все были бы равны.

Людмила Власенко
Нужна грамотная и эффективная система дистанционного обучения. В том формате, как сейчас, конечно страдает качество и лучше пока очно. С т.з. опасности для здоровья каждый имеет право на свою точку зрения
·
Юля Март
Людмила Власенко Система давно есть, есть разные форматы. У опытных школ уроки давно разбиты на блоки минут по 10, видео дополняется конспектом и интерактивными тестами. Никто в страшном сне не видит в нормальных онлайн-школах имитации работы в школьном классе.
Где-то - это в онлайн-школах. Которые по многу лет работают. Мы с первого класса пользовались еще в 2009 году, когда мой пошел в 1й класс. http://nachalka.info/class1 Сейчас не знаю, как у них изменился контент, но было нормально. Есть еще интернетурок.ру, фоксфорд. Есть просто суперуроки на youtube и по ним можно найти новые онлайн школы, где в самом деле работают опытные педагоги и отличные ораторы-лекторы. Действительно, плюс в том, что можно обеспечить своему ребенку выбор. В посте Владимир пишет, что "будут слушать одного лучшего" учителя. Но для разных детей понятие "лучший учитель" не может быть одинаковым. Но можно подобрать. И это действительно не будет зависеть от города. У моего сына уже много лет в репетиторы из разных городов России. Скайп, онлайн-доски, онлайн-пособия. Онлайн-школами и уроками мы тоже пользовались и пользуемся. В комментариях люди почему-то противопоставляют очное обучение и онлайн. Если учитель лично всякий раз вещает и управляет процессом, то такое онлайн - это очень даже очное, куда уж более. Если бы был видеоформат в записи - другое дело...
·Дистанционное просто выявило то, что творится в очном обучении. Просто раньше родителей устраивало, что дети где-то побыли и какие-то оценки принесли, приятно, если хорошие. В школе ребенок обычно стесняется показать и учителю, и соученикам, и кому бы то ни было, что он НЕ ПОНЯЛ. А дома не стесняется и просит родителя объяснить. Но это не потому, что учительница рядом живьем не присутствовала, а потому что и в школе она объясняла плохо, и программа именно школьная очная и учебники составлены плохо, и теперь все это учителя вытащили в онлайн. Хотя копни резюме половины из них, и увидишь, что они получили аттестацию за использование цифровых средств обучения и онлайн-технологии. А в реальности - максимум ватсап и одноклассники. Представления не имеют даже об онлайн-досках, не говоря уже о возможности демонстрации экрана ученикам. Раньше родители предпочитали не видеть проблем обучения в школе, дебильной структуры уроков, а теперь им тычут в глаза. Что конкретно изменилось от того, что учительница ровно ту же структуру дает с экрана, а не перед рядами парт? Ничего. То есть, дело не в дистанте, а в убогом отсталом формате фронтального обучения и в том, что и в школе не происходит обучения, а происходит натаскивание.
·
Арина Мельникова
я тоже выбираю дистант. Но! Начальная школа, допобразование, колледжи продолжают работать, в чем смысл? Не говоря уже о толпах народа в торговых центрах, ресторанах, транспорте и т.д. Частично такие меры не работают. Мне понравилось мнение Наталья Бадоля . Раз в 2-3 месяца полный локдаун на 2 недели, ещё бы добавил с продолжением учёбы в июне и августе для 9-10 классов
·
Наталья Бадоля
я уверена, что полумеры отрезают коту хвост по частям.
Если нельзя изменить ситуацию, надо управлять ею.
Вот у меня дома два школьника: один на дистанте, вторая на очном.
Полный рассинхрон распорядка дня.
И более того, мы ни от чего не защищены, получается. Ну, и смысл?


Андрей Борисов
Тут смешано две проблемы. Как вообще учить - очно или дистант. И как быть в период пандемии. За год уже накоплена статистика. Дети болеют легче! А вот учителей "выкашивает". Тем более они в основном возрастные. А государство устраивает цирк с конями. Вузы на дистанте, ссузы нет. В школах какие то классы очно, какие-то заочно. И все сопровождается лживыми данными. Почему учителей не обеспечили за лето компами и ноутами для дистанта? Как быть с качеством интернета, особенно в глубинке? Резюмирую. Как бы прогресс не шел вперёд - учить детей без пандемий надо очно. Заодно и социализация. А сейчас - тоже очно, но используя советский противоэпидемиологический опыт и нормы. Закрывать классы и школы только при определенном проценте случаев. И невыполнимый пункт - беречь и материально поддержать учителей, как врачей.

Ирнис Халиуллин
> С одной стороны умение учится дистанционно -это требование времени.
ничего нового в ДО нет, это просто обычное САМОобразование, но на новых технических средствах. И мало отличается от самообразования по книгам, например. Или, например, существует ещё с советских времён ЗФТШ при МФТИ, хотя это больше система отбора способных школьников.
А самообразование не может полноценно заменить очное образование, хотя бы потому, что ему тоже надо обучиться. Не говоря уже о том, что сама методика должна быть другой, а не просто проводить обычные уроки по зуму...


Роман Ковалев
Ирнис, прости но сравнивать дистанционное ОБУЧЕНИЕ и самоОБРАЗОВАНИЕ крайне нелогично.
При том, что там есть немало общего: в части требования к способности обучающегося к самодисциплине, к внутренней мотивации и наличию какого-то уровня личных интеллектуальных способностей.
С другой стороны, все дети и люди разные и технологии ДО и самообразование дают возможность очень индивидуально организовывать программу и интенсивность обучения. В этом их схожесть бесспорна!)
Поэтому ДО надо развивать, оно очень удачно дополняет традиционные «личноприсутственные» формы обучения и позволяет вырваться вперед наиболее мотивированным и талантливым, не желающим ждать пока ленивцы и тугодумы идут по плану или нагоняют лидеров. Это еще и отличный фактор естественного отбора и поощрения наиболее способных, одарённых и хорошо мотивированных.
В СССР сильно задрали планку всеобщего уровня образования, что привело к тому, что подметать некому было, за станки все чаще попадали люди вынужденно прошедшие ПТУ, не испытывающие любви и уважения к профессии и тем, кто рядом. Про отток молодежи из села мы тоже все помним. Интеллектуальные элиты оказались сильно размыты, рабочий класс деградировал. Зато хренова куча молодых людей с дипломами, бурлящими головами, оторванные от своей классовой прослойки, возомнившие что они возле дверей социальных лифтов, но фактически они (мы) были никому особо не нужные. Это, имхо, стало одной из предпосылок того, что страна рухнула в одночасье.
В современной России избыток «дипломов» ничуть не меньше, только ненужные и неустроившиеся предпочитают ныть и не работать превращаясь в люмпенов, но зато мы теперь отдали страну на кормление иностранным рабочим и специалистам. Только вот выходцы из ближних и дальних стран и уже активно выдавливают россиян не только из дворницких и цехов, но и из врачебных кабинетов, из бизнеса и и уже немало их в местной власти. Укрепляет это Россию? Не думаю!
Критики ДО часто говорят что не все способны на такое обучение. Так вот и хорошо. Не будет излишне много излишнеобразованных.
ЕГЭ, как его не ругали, позволил сильно отодвинуть так называемых коренных москвичей с университетских скамей ребятами и девчатами из регионов. Конкуренция стала более здоровой. Сейчас бы еще и ленивых и тупых отсеять, а ДО этому очень хорошо способствует.
Гуля Макеева
Так-то школа не только дает знания, но и социализирует ребенка, учит поведению в обществе. И этот опыт невозможно получить на дистанционном обучении.

Роман Ковалев
Защищать очную форму обучения можно. И там есть резоны. Но отрицать дистанционку в условиях сегодняшних рисков в связи с пандемией это не просто глупость, это, конечно же, еще и гнусное дело. Мало того, поднимается волна отрицания ДО вообще, происходит надуманное или преднамеренное противопоставление очному обучению. Все это уже из области борьбы с 5G вышками. Контингент, имхо, тот же.
·
Наталья Бадоля
да, меня тоже начинают смущать аргументы против дистанта, типа, «мы не можем помочь, нам знаний не хватает.» до 8 класса это более чем странно. У них же было очное обучение? Или я ошибаюсь?
·
Наталья Бадоля
Андрей Шмергельский ....Но, я точно знаю, что родители являются законными участниками образовательного процесса своих детей, представляют их интересы и имеют право на родительские инициативы. По закону об образовании.
В наше тревожное время родителям много не надо для возмущения. То, как организован дистант, не выдерживает никакой критики, конечно.
Я все ждала, когда заработает тьюторское сопровождение при выполнении дз, но, не дождалась.
Как вариант, предлагаю из студентов педа попробовать помощников волонтёров создать, обучить.
Главное, чтоб это не было формальностью.
·
Андрей Шмергельский
Наталья Бадоля так давайте обсуждать содержание, но уж точно не необходимость. А аргументация, типа «дистанционное обучение не работает»-это не аргументация. Да даже если и не работает, никто не умрет (это не фигуральное выражение) из-за двух вынужденных месяцев дистанционного образования. Я бы вообще не «лохматил бабушку» и дал бы список литературы, как раньше давали на лето. И сочинение по книгам в отчетный период. И не нужно будет по березам лазать в поиске интернета стабильного.


Наталья Бадоля
Андрей Шмергельский согласна, мне тоже кажется, что фокус внимания смещён.
То, что по документам считается нормальным дистантом, по факту является перенесенным очным фронтальным обучением в сокращении и гипернагрузкой на родителей.
Ваше предложение хорошее, разгрузит, да, от компьютера, но есть 2 проблемы:
1. Самостоятельное чтение большого объема книг сработает от 7-8 класса, не раньше.
2. Где взять в сельских территориях на всех детей книги по всему списку доплитературы?
Да, и в Уфе.
Оснащение и переформат библиотек на каком месте были в последние годы?
Но, идею вернуться к книгам, я всегда поддерживаю.
·более того, мы забыли совсем о системе реабилитации.
И люди один на один остаются с долечиванием, обострением или новыми для себя состояниями в организме.
Хотя советская модель санаторно-курортного лечения и восстановления была лучшей в мире.
Если уж формировать госзаказ, то сюда.
Про перенос фронтального обучения в телефон даже говорить незачем. Это бессмысленно и беспощадно.
Важно понять, какими мерами можно скорректировать ситуацию.
Пока ситуация не доросла до того, что с вилами обозлённые родители на школу двинутся...
Андрей Шмергельский
Наталья Бадоля тут один комментатор очень точно заметил, что кризисная ситуация сейчас выявила (и всегда выявляет) огромное количество хронических проблем. В управлении, общественных институтах (их попросту нет), медицине и тд.
В том числе и в системе «традиционного образования». А то, что сейчас называется «дистанционной формой обучения»-это порнография. Устаревшую очную систему просто линейно перевели в режим дистанционной лекции. И конечно, и так устаревшая Система явно от этого действия не стала лучше.
Это действительно напоминает борьбу с 5G, когда люди борются с тем, что ни разу не видели и не понимают вообще, о чем речь. Я их от части понимаю. Сервантес ещё в 16 веке описал природу «донкихотства». Неделю мы выбираем имя кляче, но забываем о том, что это кляча. То, что мы сегодня наблюдаем повсеместно-это просто хрестоматийные примеры, которым уже сотни лет. Повсеместный сюрреализм. У нас кипят стахановские стройки больниц, но мы на протяжении нескольких месяцев положили на профилактику. И никто не хочет осознать тот факт, что не стоит начинать строить пожарную часть, когда у тебя полыхает пожар. Нужно его тушить в моменте всеми имеющимися быстрыми ресурсами. Короче, все очень грустно.
·
Владимир Кобзев
Андрей Шмергельский вот этим сейчас вацап завален


Андрей Шмергельский
Владимир Кобзев как это развидеть? Смешанные чувства. По человечески её жаль, конечно, но еклмн... что ещё ей должны? Что за позиция то такая: МНЕ ВСЕ ДОЛЖНЫ! Насчёт того, что про «тычинки-пестики» нужно объяснять с ранних лет, я категорически приветствую!

·
Timur Sayfullin
Очная школа давно уже бессмысленна в современном виде. ИнтернетУрок или Фоксфорд решают поставленные задачи на порядок лучше. Количество школьников, получающих там образование удалённо, выросло существенно. Но основная масса родителей в силу своей консервативности продолжают пользоваться телегами в эпоху автомобилей.
Все в интернет! 🙂

Гелена Петрова
Timur Sayfullin , моя 11 классница с упоением слушает вебинары лучших специалистов страны, а что может предложить наша гимназия 115? Бессмысленные классные часы, уровень педагогов ниже среднего, всевозможные обязаловки для отчетности?


Олеся Умерова
Вопрос действительно не так прост, как кажется. Я за очное обучение, против дистанционки. Дети в силу возраста, в силу того, что эмоционально-волевая сфера не развита, просто не способны учиться без контроля со стороны старших. Конечно, прекрасная идея учиться у лучших педагогов. Пусть это будет отдельный проект для особо одаренных детей, разумеется добровольный.
Гелена Петрова
10-11 классы замотивированы на результат, поэтому дистант только на пользу.Вебинары и репетиторы онлайн, которые проводят кандидаты наук и специалисты высшей категории гораздо информативнее и интересней уроков в средней школе..
· .
Андрей Борисов
Можно до 9 класса - очка (не исключая вебинары по желанию для особо одаренных), а 10-11 класс очка + дистант. Знаю случаи в 3-39-91 школах, когда выпускники вообще не ходят на уроки, занимаясь только с репетиторами выбранными для поступления предметами. При этом 153 лицей даёт элитное техническое образование, достаточное для отличной сдачи ЕГЭ без всяких репетиторов.

Вячеслав Шадрухин
Про учителей никто не вспоминает, к сожалению.
Моя дочь весной училась в первом классе, началась дистанционка и вот это всё. У них в классе 38(!) человек. Все понимают, что во время занятий с этими салагами нужен практически ручной режим. Им надо объяснять, показывать. Они будут задавать вопросы и уточнять что-то.
Так вот, для «удобства» взаимодействия класс разбили на две группы, и классная руководительница (которая в начальной школе 80% предметов преподаёт) два раза подряд проводила уроки. Каждый день.
Так вот, эта двойная работа совсем не учитывается в зарплате, как оказалось. Я хз, но это не справедливо, как мне кажется.

Полина Афанасьева
Дистанционное образование это не только ученики и их знания, но еще и готовность системы образования обеспечить качество этого дистанционного обучения: готовность учителей, качество программного обеспечения. А этого всего нет.
За годы учебы дочери я заметила, что школа всеми силами пытается переложить всё на родителей, и обучение и воспитание. Но ни где ребенок не получит опыт социального общения, кроме школы, это не возможно возложить на родителей. Дистанционное обучение потянет за собой дистанционную работу родителей. И дальше что, будем вообще все сидеть по домам пополняя списки разводов и проявление агрессивности.
Да, дистант это наше будущее. Но! Медиков как дистанционно обучать? Физиков, химиков, токарей, ветеринаров как?
Ни кто и ни что сейчас не готово к дистанционному обучению. Да и не нужно оно в полной мере. Мы всё таки общество, а не затворники

Анастасия Белякова
Самый главный минус дистанционного обучения в том виде каком сейчас представлено, то что не видно где дети ошиблись. Просто выставляется оценка. А какие ошибки были, чтоб снова не повторить их никто не обозначает. Приходится только родителям. Ну и системы в которых проводятся проверочные работы не идеальны. Иногда если поставил лишний пробел то не защитывается ответ как верный. Где то просят ответ с заглавной буквы начинать, где то с прописной, где то через пробел, где то через запятую. А сам верный ответ уже никого не волнует.

Гульнара Газизова
Главное в учебе это мотивация и дисциплина, чему дистанционка не способствует. Лежа в постели, едва открыв глаза и не включая мозг, дите мое и не только, слушает тихое бормотание учителя. А сколько платформ это же квест какой-то и дискорт, и зум, и Я класс, не говоря о соцсетях. Поди разберись. Полный хаос и сумбур и так уже полгода. Учителю тоже нафиг не надо тратить силы на полусонных учеников, сама слышала лекцию 9 класс история, 10 минут быстрой речи и дальше читайте сами. Всё. Это формат чисто стмволический, делаем вид, что учим и делаем вид,что учимся. Я против однозначно. Или нужна единая платформа для обучения, система для нового формата и жёсткий контроль. И причем не у всех семей есть возможность обеспечить каждого ребенка личным компьютером. Это забота не наша, а государства, коли решило всех дома обучать.

Руслан Шарафутдинов
Очно.
У дистанционки плюс только один - научатся учиться дистанционно. Кто хочет и понимает, а таких единицы и те в старших классах. .
Минусы дистанционки:
- мало двигаются. Дойти от кровати до ванной, а потом сразу за комп. Физры так же можно сказать не существует.
- нет общения. Общение по зуму во время урока не предполагает внеурочного общения на свободные темы. Гулять с друзьями не успевают (причины ниже) и в настоящих условиях не всем безопасно.
- мало информации от учителя. Учитель ведет презентацию, но в условиях зума не успевает собрать отклик о понимании, и не может нормально ответить на вопросы, что-то показать.
- школы оказались не готовы к дистанционке. Несмотря на весеннюю дистанционку. Нет опыта, нет знания технологий, ни самих технологий, нет методик, и ещё многого нет.
- много задают. Отставание от плана ведёт к тому, что пытаются нагнать за счет того, что скачут по темам, не пытаясь их глубоко разбирать. Из-за этого задают больше, чем обычно. Детям (и родителям) приходится самим пытаться разобраться в теме. Это занимает огромное время. Рабочий день учащегося получается по 12 часов. А если мы вспомним про первый пункт...
- постоянная работа с компьютером без движения без прогулок и солнечного света влияет на зрение
- родители много времени посвещают учёбе детей. Это отрыв от личных дел. Это отрыв времени от простого человеческого общения с ребёнком. Родители проходили эти темы давно и нужно некоторое время чтобы вспомнить или вообще понять. Далеко не все родители обладают знаниями по предметам. И самое главное, далеко не все родители обладают педагогическими навыками.
Если ещё подумать можно несколько пунктов дописать.



Иван Зорин
Почитал комменты. Выглядит это так будто в глухую деревню привезли верблюда и жители в захлеб обсуждают красивый это слон или нет.

Жанна Миронова
Руслан Шарафутдинов Примеры? Моя дочь в 6 классе. Занятия не в зуме, в основном в дискорде. Экранного времени мало - больше слушают объяснения, чем смотрят. Уроки по учебникам, не в компьютере. Каждый день успевает гулять с друзьями. Объяснять родителям приходится больше, да, это минус, не у всех есть время и силы. Зато родители в курсе, что ребёнком усвоено, что нет, где слабые места. Это плюс.

Наталья Бадоля
Смотри, ещё какой момент.
Среди тех родителей, которые не против дистанционки, значительная часть, как правило, уточняют, что за это время подключились к онлайн-платформам по тем предметам, чего не хватает в собственной школе, различным допам, к отдельным педагогам, репетиторам.
То есть создали ту самую индивидуальную образовательную траекторию для своих детей.
То есть они догнали уровень обучения детей сейчас под свой запрос.
И единственное, что им от школы надо и не хватает, так это социализации и общения с друзьями и любимой парой учителей.
Среди тех, кто против ДО, многие не в курсе, что в стране за последний год столько всего на рынке появилось, что всё охватить не возможно.
У кого-то, да, нет объективно, возможности платить.
Но, у кого- то нет и желания вникнуть.
Есть ведь и бесплатные ресурсы..
«Верните все как было и всё».
Любопытно, конечно, читать комментарии..
Любопытно.

Марат Гареев
сам факт наличия такой дискуссии вызывает настороженность и неуверенность в адекватности и здоровом психическом состоянии людей, участвующих в этой дискуссии с позиции защиты очного обучения.

Диалог продолжается тут:




Голосование впродолжается тут


Tags: дистанционное обучение
Subscribe

promo kabzon june 3, 2020 17:00 25
Buy for 70 tokens
Промокод СБЕРМАРКЕТ RPIQJ5C3 выложу в заголовок, что бы не тянуть резину, а потом уже расскажу как Инстаматрт вдруг в sbermarket превратился и почему для меня лично " Сбер market" удобнее чем сотня других операторов. Ссылка на приложение СберМаркет:RPIQJ5C3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments