Kabzon (kabzon) wrote,
Kabzon
kabzon

Лучший театральный критик Уфы 2016 года Артур Идельбаев о спектакле "ПЕСНЬ О ТРОЕ".

idelbaev_artur:


РЕЦЕНЗИЯ К СПЕКТАКЛЮ "ПЕСНЬ О ТРОЕ" (БАШДРАМ, МАЛАЯ СЦЕНА).
 Честно говоря, мне не очень комфортно раз за разом напяливать на себя мантию Карабаса-Барабаса, обижающего хороших театральных кукол или Бабы-Яги, которая "всегда против". Но на этот спектакль меня пригласили четыре раза! Полагаю, не для того, чтобы я просто получил эстетическое удовольствие. Наверное, было интересно мое мнение. А ведь те, кто приглашал, знают, что мое мнение редко бывает комплиментарным. И тем не менее... Смелый поступок и это уже вызывает уважение.

"Песнь о Трое. Здесь и сейчас" - откровенно авторское переложение, даже не содержания, а темы поэм знаменитого древнегреческого поэта Гомера "Иллиады" и немного "Одиссеи". Переложение на современность видна в костюмах, фразах и в претензии на актуальность. Может, где-то и не безосновательной.



Как известно из многочисленных публикаций про проект, ставился он в рамках Центра драматургии и режиссуры Республики Башкортостан группой из четырех молодых режиссеров и четырех драматургов под руководством Искандера Сакаева.

Главной идеей постановки провозглашается противопоставление идеи мира - войне. Так и напрашивается добавить: и добра - злу. Но в данном случае нет такого распыления основной идеи. Зритель концертированно и ярко выражено видит только одну идею: противопоставление мира войне, неприятие войны женщинами разного психотипа на разном эмоциональном уровне и даже... Мужчинами, сама сущность которых, вроде бы, должна воспринимать войну, как должное, ан нет...





Этакий пацифистский проект в стиле хиппи 60-х: миру - мир, земляничные поляны навсегда, цветы всем...
Судя по возрасту и, как я понял, мировосприятию авторов, основная идея проекта таковой и является. И кстати, ее удалось донести до зрителя. В обсуждении, которое было организовано после самого спектакля, выступающие указывали на это.



Костюмы и декорации.
 Мне костюмы понравились. Но это может быть и сугубо субъективное восприятие. Все знают, что моя душа цвета хаки благосклонно воспринимает любую одежду в стиле милитари. Но кажется, что режиссерское решение нарядить персонажи в стилизованную военную одежду - оправданный подход в контексте постановки. Более того, и я отметил это в своем выступлении во время обсуждения, такое решение позволяет более выпукло продемонстрировать брутальность, когда это необходимо и показать элементы скрытой эротики (не путать со сценками некоторой пошлости, которые в спектакле, на мой взгляд, были не лишними только с учетом экспериментальности проекта).
Музыкальное оформление.
Музыка была живая. И исполняли ее музыканты группы "Ятаган". Очень органично. Обращало на себя внимание и то, что музыканты и сами будто окунались в атмосферу спектакля. Это было видно по глазам, жестам, мимике. Здорово!





Игра актеров.
Было такое ощущение, что актеры не играли спектакль, а просто оттягивались, пользуясь тем, что это не большая сцена академического театра, а малая. Раскрепощенность была максимальная. Тем интересней было за ними наблюдать.
Может показаться очередным лелейством особо отметить игру мэтров Хурматуллы Утяшева (Троянский конь) и Эльвиры Юнусовой (Кассандра), но без этого не обойтись. Мастерство есть мастерство. В то же время нельзя было не заметить очень приличную игру и молодых актеров.
Несколько резал слух башкирский акцент некоторых актеров во время диалогов на русском языке. А вот двуязычие смотрелось очень даже гармонично. Как высказался один из участников обсуждения: "...Совсем как в нашей жизни".





Сюжет.

Вот тут держите меня семеро! Цельного сюжета у спектакля не было. И дело даже не в том, что у семи нянек дитя без просмотру - как известно, постановку делали четыре драматурга и четыре режиссера. Изначально проект был спроектирован как мозаика, состоящий из 12 эпизодов. Как я понял, над каждым отдельным эпизодом работал отдельный автор. На мой взгляд, это было ошибкой. Вместо того, чтобы коллективный разум превратить в гений, как высказался в свое время один французский драматург, их потенциал был разбит на отдельные кусочки. А склейка эпизодов в единое целое - не удалась. Или, что более вероятнее, но еще и хуже - такая задача и не ставилась.
В произведении нет главного героя, за которого зритель мог бы сопереживать, а сопереживая чувствовать саспенс и и испытывать катарсис. Нет и главного антигероя, при появлении которого на сцене, зритель должен был сжимать кулачки.
А раз нет героя и антигероя, то и нет целей, к которым они бы стремились. И в своем стремлении преодолевали препятствия множа и увеличивая симпатии (антипатии) зрителей по отношению к себе. А раз нет целей (у героя и антигероя они должны быть противоположными), то нет и конфликта. А нет конфликта, нет и интриги.
Без конфликта и движении к цели актерам трудно раскрыть характеры своих персонажей. Потому что характер раскрывается именно через поиск решения конфликта на пути к осуществлении своей цели героем. А если актеру трудно определится с характером, то ему трудно играть свою роль.
Как видно, все взаимосвязанно. И именно это взаимосвязь и делает сюжет спектакля интересным и смотрибельным для зрителя.
Мне опять было по доброму жалко актеров. Потому что именно участие в постановках с хорошим, понятным для зрителя ролях, делает их звездами. Именно через сопереживание к главным героям произведений и любовь к персонажам, которые играют актеры, зритель начинает любить актеров. А участие, пусть даже в самых умных и с глубоким смыслом, спектаклях, не приносят славы и массового признания работникам сцены. Так-то.
Зато язык монологов и диалогов прекрасен! Отточен! Затейлив! Такое ощущение, что все четыре автора спектакля соревновались между собой в красноречии. А на финиш все пришли одновременно - первыми.
В целом, я считаю, что в тех рамках, в которых был задуман, спектакль вполне удался. А его авторы и постановщики имеют хороший потенциал. Всем участникам постановки желаю в будущем получить от своей профессии максимум того, что можно получить и чтобы их имена были вписаны в драматургию нашей республики золотыми буквами на мраморе.



Р. С.




Кстати, в прошлом году меня приглашали на БСТ прочитать курс лекций на тему, как использовать драматургических приемы при создании новостных сюжетов.
Таблицы и схемы, которые я использовал во время этих лекций, я уже давно растерял. А вот тезисы самих лекций чудом сохранились. Я их специально выкладываю на свою страницу, авось кому и пригодится. Потому что, законы создания правильного и интересного драматургического сюжета можно использовать не только при создании новостных сюжетов, но и при написании романа или повести, концепции рекламного ролика, а при создании сценарии фильма или пьесы - сам Бог велел. Вот:

На фото:
1. Финал спектакля. Актеры выходят на поклон. Тема милитари в костюмах мне нравится.
2. Агроблогер старается вникнуть в суть спектакля.
3. На креслах были разложены программки с аннотациями. И это - здорово. Кстати, в фойе были напитки и оливки. Тоже в тему. Организаторам - большой плюс.
4. Билет для такого уровня спектакля очень даже недорого - 200 рублей. Всем, кто еще не успел посмотреть, советую.






Tags: Кабзон не при делах, искусство, комментарии закрыты
Subscribe
promo kabzon january 2, 18:37 27
Buy for 70 tokens
На примере Убера, я вам уже рассказывал как я получаю в 50к в месяц на карту и сотни бесплатных промокодов. (наберите в гугле Такси Убер Уфа и изучайте) Сегодня я вам расскажу как получить бесплатные поездки на ТАКСИ ГЕТТ. Как это работает: У сервиса Gett и UBER есть функция "приведи…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments